- Гены
- Как мы закат ловили…
- Прощание с Испанией
- Первый день
- Мир, страна, университет – 25 лет развития
- Три К – от книги к книге
- Глава о теории «чистого озера» и вечном запрете на чужое
- Душою чистой...
- Поздравляем наших милых женщин с 8 марта.
- В Университете мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского состоялась XVIII Всероссийская научная конференция
Русские писатели 19 века вряд ли догадывались, что потомки будут называть их представителями «Золотого века русской литературы», что они станут классиками, а произведения их попадут в школьные программы. Те, кого принято считать титанами, широко известны, начиная от А. С. Пушкина и кончая Л. Н. Толстым. Но есть ещё немало прекрасной литературы, проникающей в самую суть русской души и действительности, написанной нашими выдающимися соотечественниками, чьи имена значимы, но не так значительны, произведения которых знакомы нам в общих чертах. Один из них – уроженец земли рязанской, стихотворец и романист Яков Петрович Полонский. Несмотря на то, что стихи и песни поэта были популярны и любимы современниками, критика к нему не особенно благоволила и окрестила его «писателем редких вдохновений» (Ю.И.Айхенвальд).
Жизни лучшие мгновенья,
Сердца жаркие мечты,
Роковые впечатленья
Зла, добра и красоты;
Всё, что близко, что далёко,
Всё, что грустно и смешно,
Всё, что спит в душе глубоко
В этот миг озарено.
Яков Петрович родился 6 декабря 1819 года в самом центре России, в Рязани, в дворянской семье. Его отец – Пётр Григорьевич Полонский мелкий чиновник, служил в канцелярии рязанского генерал-губернатора. Мать – Наталья Яковлевна, урождённая Кафтырёва, умерла, когда старшему из семерых детей – Якову было 13 лет. К тому времени он уже учился в рязанской мужской гимназии, где и сформировался его интерес к искусству и литературе. Особую склонность юный Полонский проявлял к поэтическому творчеству.
За год до окончания гимназии в августе 1837 года, происходит важная встреча, сыгравшая большую роль в жизни начинающего поэта: его стихотворное приветствие будущему императору Александру Николаевичу, написанное по поручению директора гимназии, получает высокую оценку Василия Андреевича Жуковского. Он, как наставник, сопровождал в путешествии по России цесаревича, собиравшегося посетить Первую рязанскую гимназию. От имени Александра в присутствии учителей и воспитанников Якову был вручён футляр с золотыми часами. Так начался его поэтический путь.
Моё сердце – родник, моя песня – волна,
Пропадая вдали, – разливается...
Под грозой – моя песня, как туча, темна,
На заре – в ней заря отражается.
Если ж вдруг вспыхнут искры нежданной любви
Или на сердце горе накопится –
В лоно песни моей льются слезы мои,
И волна уносить их торопится.
По окончании гимназии в 1838 году, Полонский поступает на юридический факультет Московского университета. В числе его друзей – литераторы, историки, актёры: Афанасий Фет, Аполлон Григорьев, Алексей Писемский, философ и публицист Пётр Чаадаев, историк Сергей Соловьёв и актер Михаил Щепкин. Яков Петрович участвует в студенческом альманахе «Подземные ключи», первое стихотворение своё публикует в журнале «Отечественные записки» в 1840 году, а в 1844-ом выходит его первый поэтический сборник «Гаммы» и получает благоприятную оценку критики.
За окном в тени мелькает
Русая головка.
Ты не спишь, моё мученье!
Ты не спишь, плутовка!
Выходи ж ко мне навстречу!
С жаждой поцелуя,
К сердцу сердце молодое
Пламенно прижму я.
Ты не бойся, если звезды
Слишком ярко светят:
Я плащом тебя одену
Так, что не заметят!
Если сторож нас окликнет –
Назовись солдатом;
Если спросят, с кем была ты,
Отвечай, что с братом!
Под надзором богомолки
Ведь тюрьма наскучит;
А неволя поневоле
Хитрости научит!
Завершив университетский курс, Полонский уезжает из Москвы, получив место в канцелярии кавказского наместника графа Воронцова. Живёт в Одессе, Тифлисе, сотрудничает в газете «Закавказский вестник». Знакомиться с братом Пушкина Львом Сергеевичем. В Одессе выходит второй сборник «Стихотворения 1845 года», и в 1849-ом – третий – «Сазандар». Стихи этого времени написаны под впечатлением кавказской жизни и приносят молодому пишущему чиновнику известность.
Грузинская песня
Всякий раз как под буркой, порою ночной,
Беспробудно я сплю до звезды заревой,
Три видения райских слетают ко мне —
Три красавицы чудных я вижу во сне.
Как у первой красавицы очи блестят,
Так и звезды во мраке ночном не горят;
У второй, как поднимет ресницы свои,
Очи зорко глядят, как глаза у змеи.
Никогда не была ночь в горах так темна,
Как у третьей темна черных глаз глубина.
И когда на заре улетает мой сон,
Не вставая, гляжу я в пустой небосклон —
Все гляжу да все думаю молча о том:
Кабы деньги да деньги, построил бы дом!
Окружил бы его я высокой стеной,
Заключил бы я в нём трёх красавиц со мной
От утра до утра им бы песни я пел!
От зари до зари им бы в очи глядел!
С 1851 года Полонский живёт и работает в Петербурге. Его стихи охотно публикуют литературные журналы – «Современник» и «Отечественные записки», но прожить одними гонорарами не представляется возможным. Ещё в студенческие годы (1839-1844), находясь в процессе приобретения знаний, а также творческих исканий, Полонский, чтобы свести концы с концами, постоянно подрабатывал репетиторством. Полученный педагогический опыт даёт ему возможность стать домашним учителем сына петербургского губернатора Смирнова и вместе с семьёй высоко поставленного чиновника в 1857 году путешествовать по Европе, где он знакомится со многими знаменитыми художниками и писателями, в частности, с Александром Дюма.
Спустя год, в 1858-ом Полонский возвращается в Петербург вместе с женой Еленой Васильевной Устюжской, дочерью старосты русской церкви в Париже. Этот брак продлился всего два года. Молодая женщина умерла от тифа, а следом за ней умер их полугодовалый сын. Якову Петровичу суждено было пережить эти трагические события.
Он служит в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, и одновременно работает много и плодотворно, во всех литературных жанрах – от небольших лирических стихов, оперных либретто до больших по объему книг художественной прозы, пробует себя в мемуарах и публицистике.
В 1866 году Полонский женится во второй раз. Его красавица-жена – Жозефина Анатольевна Рюльман, увлекается скульптурой и активно участвует в художественной жизни Петербурга. Она подарила Якову Петровичу двух сыновей и дочь.
На гостеприимной квартире Полонских происходят встречи, получившие название «Пятницы» Якова Петровича Полонского, здесь собираются поэты и писатели, музыканты и художники, историки, учёные, проводятся литературные и творческие вечера.
Многие стихи Полонского, положенные на музыку известными композиторами Даргомыжским, Чайковским, Рахманиновым и другими, становятся романсами и песнями. Особое место по популярности принадлежит «Песне цыганки»:
Мой костёр в тумане светит,
Искры гаснут на лету.
Ночью нас никто не встретит,
Мы простимся на мосту…
Оба варианта этой песни – и музыканта Я. Ф. Пригожего, и композитора П. И. Чайковского с неизменным успехом исполняются по сей день.
Поэт часто пишет от женского лица и лирической героиней делает женщину. В поэтические антологии входит стихотворение «Затворница», написанное в 1846 году и более позднее – «Узница», посвящённое Вере Засулич. В целом, поэтическое мастерство Полонского – романтическое, но и гражданская лирика не исключение:
Писатель, если только он
Волна, а океан – Россия,
Не может быть не возмущён,
Когда возмущена стихия.
Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражён,
Когда поражена свобода.
Несколько строк из стихотворения «Откуда?»:
Откуда же взойдет та новая заря
Свободы истинной — любви и пониманья?
Из-за ограды ли того монастыря,
Где Нестор набожно писал свои сказанья?
Из-за кремля ли, смявшего татар
И посрамившего сарматские знамена,
Из-за того кремля, которого пожар
Обжёг венцы Наполеона?
Мне, как поэту, дела нет,
Откуда будет свет, лишь был бы это свет —
Лишь был бы он, как солнце для природы,
Животворящ для духа и свободы,
И разлагал бы всё, в чем духа больше нет.
Не только поэтический дар получил Яков Петрович при рождении, но и дар живописца. Способности к изобразительному искусству были замечены ещё в гимназические годы. Он много занимался рисованием и живописью, когда жил за границей, брал уроки у известных рисовальщиков. На протяжении всей жизни увлечение это сопровождало его. Ему принадлежит ряд замечательных пейзажей и портретов.
10 апреля 1887 года на празднестве, посвящённом 50-летию творческой деятельности Якова Петровича Полонского в присутствии научной и писательской общественности, были отмечены его заслуги перед русской литературой и торжественно вручён серебряный венок (хранится в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике). В 1890 году увидел свет его томик стихов «Вечерний звон».
Яков Петрович стал символом взаимосвязи великих русских литераторов, живших в начале и в конце 19 века, переходным звеном от Пушкина до Блока. Он высоко оценил талант юного Семёна Надсона, поэта с трагической судьбой, который ушёл из жизни в 24 года, провожал его в последний путь и посвятил его памяти стихотворение. Полонский прожил жизнь полную идей и трудов, продолжая государственную службу, никогда не прекращая творческую деятельность, оставил богатое наследие в стихах и прозе.
Умер Яков Петрович Полонский 79-ти лет отроду в Петербурге 18 октября 1898 года, согласно воле усопшего, был погребен рядом с могилой матери в Ольговом монастыре, близ Рязани. в 1959году прах его перенесен на территорию Рязанского кремля. Одна из улиц города носит имя поэта.
И любя, и злясь от колыбели,
Слёз немало в жизни пролил я;
Где ж они – те слезы? Улетели,
Воротились к Солнцу бытия.
Чтоб найти все то, за что страдал я,
И за горькими слезами я
Полетел бы, если б только знал я,
Где оно – то Солнце бытия?..
Материал подготовила
Ольга Харламова