Image

Советская «Березка»: акценты времени… – 4-я часть. Венесуэла, 1973г.

Земля кругла – да мир квадратный,
Горизонтальный и превратный,
Объемный, плоский и кривой,
Но он всегда везде с тобой.

Под красками воспоминаний,
И встреч, и слезных расставаний,
И судеб яростный мотив
Рефреном слышишь: ТВОЙ мир жив…

Венесуэла, 1973 год
Каракас, 30 октября – 6 ноября

Из Перу мы наконец добрались в Венесуэлу (какое красивое название) – столицу Каракас. Один выходной и далее ежедневный тяжелый график. Впрочем, мы уже втянулись в работу – танцующие машины, в общем.

Энергия Каракаса поражала – плотное автомобильное движение на улицах, авто в основном больших размеров – размахайки, значит: бензин дешевый, Венесуэла добывает и продает много нефти. Толпы народа на улицах, в магазинах изобилие товаров.

В Венесуэле, как и в других странах Южной Америки, тоже есть русская община, сложившаяся в начале 20-го века из семей аристократов, бежавших из России от революции 1917 года. Некоторые уехали ещё до Первой мировой войны. Нам рассказывали, что в Каракасе живет семья среднего сына капитана знаменитого крейсера «Варяг» контр-адмирала Руднева, героя русско-японской войны, затопившего свой корабль, чтобы не сдать его в плен японцам.

За тот геройский бой, в котором «Варяг» сражался с превосходящими в шесть раз силами противника и потопил два вражеских корабля, контр-адмирал был награжден и русским, и японским орденами. От русского императора Всеволод Федорович Руднев получил орден Святого Георгия. А в 1907 году японский император, в знак признания героизма русских моряков, направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего Солнца (который он принял, но никогда не надевал).

Вдова контр-адмирала с тремя детьми (Руднев скончался в 1913 году) покинула Россию в 1917 году и через Югославию добралась до Франции, откуда средний сын Георгий эмигрировал в Венесуэлу. Некоторым из наших танцовщиков посчастливилось познакомиться с этими интереснейшими людьми и даже поддерживать дружбу с семьей Георгия много лет.

Разлученные

Последний концерт на стадионе в Лиме, столице Республики Перу, перед отъездом в Венесуэлу. Когда мы подошли к автобусам после концерта, желающие получить автографы на память тут же окружили нас. Не такая большая группа, как в Аргентине, но... Приятно. Хорошее настроение – улыбки и разговоры на испанском.

И вдруг слышу просьбу по-русски, с акцентом: «Подпишите, пожалуйста!». Передо мной молодой человек высокого роста, очень заметный в толпе перуанцев.

– С удовольствием! – сказал я и подписал.

Мы обменялись парой фраз, на большее не было времени.

– Как вас зовут? – спросил я.
– Пётр.
– Кем вы работаете? 
– Я пожарный, – ответил Пётр.

«Логично, с таким ростом» – подумалось мне. Нас позвали в автобус – мы быстро попрощались. 

И вот Каракас, через два дня после Перу. Городской театр. Первый концерт – успех. Все, как обычно: нас окружила группа желающих получить автографы. После нескольких подписей и реплик на испанском услышал просьбу по-русски, с акцентом: «Подпишите, пожалуйста!». Передо мной стоял молодой человек высокого роста, очень заметный в толпе венесуэльцев. Никогда не видел его раньше, но голос … Не мог ошибиться – я знал этот голос!

– Как вас зовут? – спросил, подписывая программку.
– Николай.
– У вас есть в Перу брат Пётр? – спросил я.

Молодой человек оторопел – не мог произнести ни слова.

– Откуда вы знаете? – наконец спросил он.

Но нас уже позвали в автобус.

– Видел его два дня назад – уже на ходу ответил я.

Не раз слышал от наших русских иммигрантов истории, как русские семьи двигались по Южной Америке и по миру в поисках лучшей доли. Жизнь не была легкой, и часто, пожив несколько лет в одной стране и почувствовав, что жизнь не идёт так, как хотелось бы, семья собирала вещи и ехала в другую страну. Или один из членов семьи шёл на риск и уезжал один в другую страну «на разведку». Может быть, такая же история произошла и с братьями Петром и Николаем.

Но думаю ещё об одной странной стороне этой истории. Как мал должен быть шанс, чтобы два брата, будучи в разных странах, стоя в толпе желающих получить автографы артистов, подошли именно ко мне, одному из 90 членов нашей группы? Но он выпал, случился! И я рад и помню много-много лет, как неожиданно связал двух братьев через любовь к русскому искусству.

Леонид Шагалов,
солист Государственного хореографического ансамбля «Березка» 1968 – 1982 годы.
Фотографии представлены автором из личного архива

Комментарии