- Гены
- Как мы закат ловили…
- Прощание с Испанией
- Первый день
- Мир, страна, университет – 25 лет развития
- Три К – от книги к книге
- Глава о теории «чистого озера» и вечном запрете на чужое
- Душою чистой...
- Поздравляем наших милых женщин с 8 марта.
- В Университете мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского состоялась XVIII Всероссийская научная конференция
Сколько звуков, сколько песен
Раздалося вновь во мне!
Сколько образов чудесных
Оживилось в вышине!
А. В. Кольцов. «Мир музыки»
Представим на мгновение, что замечательный писатель Николай Васильевич Гоголь дожил до наших дней и побывал в Муроме. Не исключаю, что вслед за его известными строками о «чудном Днепре», появилось бы поэтическое описание полноводной Оки, омывающей этот удивительно милый российский город, с его благолепными храмами и навсегда запоминающимися видами.
А далее – родились бы и литературные портреты живущих здесь разносторонне одарённых людей. Например, исполнителей лирических и сатирических романсов – Натальи Лёвиной, Александра Антонова, Дениса Большакова, с которыми я познакомился в Центральном Доме Актёра Москвы на музыкальных вечерах Клуба любителей старинного русского романса «Хризантема» имени А. Г. Титова. Справедливости ради, подчеркну, что репертуар талантливых музыкантов не ограничивается лишь названным жанром, он разнообразен и включает в себя советскую песенную лирику, и целый ряд иных видов.
Из творческой биографии Натальи Владимировны Лёвиной:
Лёвина – выпускница Владимирского областного музыкального колледжа, Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, солистка Муромской филармонии. Обладательница красиво окрашенного, полётного лирического сопрано, она окончила музыкально-педагогический факультет Владимирского Государственного педагогического университета. И посвятила свою жизнь вокальному искусству.
– Русский романс стал моей жизнью, – рассказывает певица, – Сколько помню себя, всегда пою. Через пение я разговариваю со зрителем. Общеизвестно, что романс – жанр, позволяющий раскрыть перед ценителями музыки свою душу, самые сокровенные мысли и чувства. Оживляя голосом выбранное произведение, стремлюсь с вдохновением поделиться со слушателями своим прочтением произведений, входящих в золотой фонд нашей национальной культуры.
Вспоминаю, как впервые услышал в столице артистов из Мурома, как их глубоко прочувствованное прочтение вокальных миниатюр, вызвало продолжительные аплодисменты завсегдатаев Клуба любителей старинного русского романса «Хризантема». Обратила на себя внимание прекрасная сыгранность гитаристов, тонкое, вдумчивое сопровождение вокалистки.
На мой вопрос об истории появления коллектива, обаятельная Наталья Лёвина, определяющая его вокальное направление, ответила, что ансамбль родился не сразу.
– Первоначально, в 2003 году, он возник как дуэт преподавателей детской музыкальной школы №3 города Мурома, – уточнила певица. – За инструментальную основу стал отвечать мой единомышленник, талантливый гитарист, замечательный концертмейстер и аранжировщик Александр Антонов – выпускник факультета искусств Рязанского заочного института, филиала Московского государственного университета культуры и искусств. Периодически в работу дуэта включались другие музыканты, что помогало обогатить инструментальную палитру и тем самым более полно раскрывало красоту романса.
– Наталья, – продолжаю расспрашивать певицу, – в интервью коллегам-журналистам вы подчеркиваете, что, исполняя романсы, тем не менее, в повседневной жизни отдаёте предпочтение классической музыке. Творчество каких композиторов вы цените больше всего?
– Из композиторов, в первую очередь выделяю сочинения Иоганна Баха, Джузеппе Верди, Сергея Рахманинова. Всё же я люблю разные музыкальные жанры: симфонию, органную музыку, фортепианные произведения, но вокальной, – отдаю предпочтение. При этом, очень важна поэтическая, смысловая наполненность произведения.
– Как в вашу жизнь и творчество вошли романсовые миниатюры?
– Идея создания нашего дуэта принадлежала руководителю Муромской филармонии Елене Леонидовне Пономарёвой, – вспоминает Лёвина. – Поначалу мы восприняли это предложение без энтузиазма. Однако, стали репетировать, совсем скоро определился репертуар, с которым было интересно работать. Уже через год дуэт получил известность за пределами нашего города. Мы стали дипломантами Всероссийского конкурса русского романса во Владимире. А через два года уже завоевали звание лауреатов Всероссийского конкурса «Белая акация» в городе Йошкар-Ола. Там познакомились с руководителями Клуба старинного романса «Хризантема» – Анатолием Григорьевичем Титовым и Светланой Семёновной Писаревской–Каретной, высоко эрудированными людьми, с богатейшим внутренним миром и, в то же время, простыми в общении, щедрыми в стремлении передать свой опыт начинающим артистам.
После конкурса в Йошкар-Оле ансамбль пригласили принять участие в концертах клуба «Хризантема», проходящих в Центральном Доме актёра имени Яблочкиной. В 2006 году нашему дуэту посчастливилось участвовать в фестивале «Петербургская осень романса» в Санкт-Петербурге в БКЗ «Октябрьский».
– Наталья, когда появился ваш первый альбом романсов?
– Был 2007 год, – вспоминает певица. – Первый компакт диск мы назвали незамысловато – «Романсы», – В него вошли такие миниатюры, как «Возвращение романса» Оскара Фельцмана, «Гори, гори, моя звезда» Петра Булахова, «Только раз» Бориса Фомина, а также несколько популярных произведений Александра Вертинского и Андрея Петрова.
Спустя шесть лет к дуэту присоединился второй гитарист-шестиструнник Денис Большаков, ученик Александра Антонова, выпускник нашей музыкальной школы, – продолжает исполнительница. Денис затем окончил Нижегородскую консерваторию имени Глинки и после завершения учёбы приехал работать в свой родной город. С приходом Большакова репертуар ансамбля значительно расширился, появились новые музыкальные аранжировки вокальных миниатюр, новые яркие звуковые краски.
Вскоре, – вспоминает Наталья Лёвина, – уже трио стало Дипломантом Всероссийского конкурса исполнителей романсов во Владимире, Лауреатом первой степени Международного фестиваля – конкурса «Романса голос осенний» в Кинешме. Был подготовлен цикл концертных программ, среди которых «Война, беда, любовь и юность…», «Любовь и разлука», а также выпущен новый диск под одноимённым названием. В него вошли любимые многими слушателями миниатюры «В лунном сияньи» Евгения Дмитриевича Юрьева, «Не уходи» Николая Зубова, «Рио-рита» Петра Тодоровского, «В землянке» Константина Листова, а также несколько песен Александра Вертинского, Исаака Шварца.
В конце 2018 года к трио присоединилась Лауреат всероссийских и международных конкурсов, замечательная исполнительница на звончатых гуслях Анастасия Старчак из Владимира, – вспоминает Лёвина. – Так появился не только муромский, но и владимирский ансамбль «Корвус». Нас захватила оригинальная идея Светланы Семёновны Писаревской – Каретной – соединения гитар с гуслями в инструментальной группе ансамбля, что очень украсило его тембр. Появились новые, можно сказать, экзотические, даже волшебные краски в звучании, расширились наши исполнительские возможности.
Несмотря на недолгий срок своего существования в таком составе, ансамбль успешно принимал участие в конкурсах, получив интереснейший опыт совместного творчества. В 2019 году коллектив был удостоен Гран–при Первого Всероссийского фестиваля-конкурса «Родная земля» во Владимире и звания лауреата Второй степени IX Всероссийского конкурса исполнителей русского романса, прошедшем тоже во Владимире.
– Наталья, сейчас ансамбль вы представляете, снова как дуэт.
– Да, к сожалению, из-за непростого времени, ансамбль в расширенном составе просуществовал два года, давая концерты, как в составе четырёх исполнителей, так и вдвоём, – отвечает певица. – Но основа ансамбля – наш дуэт, который концертирует уже 18 лет. Сейчас я с Александром Антоновым вернулась к первоначальному, более мобильному и компактному составу. Продолжаем расширять репертуар. Готовим новые, редко исполняемые миниатюры. Ведь романсов написаны сотни и сотни, – подчёркивает Наталья. – Александр, как и прежде, создаёт великолепные аранжировки, украшающие романсовые миниатюры.
В новую программу войдут как произведения, исполнявшиеся раньше, так и новые. В составе трио и квартета была начата работа над некоторыми романсами, которые нам нравятся, и их не хочется забывать. Но в дуэте они прозвучат совершенно по-другому. Среди них – «Звезды на небе» Б. Борисова, «Каретка куртизанки» И. Коробовой, цыганский романс «Говорят». Из совершенно новых для нас произведений мы взяли танго «Тайна», «Медовый, аметистовый» В. Кручинина, «Дорогу» С. Баневича, – рассказала Наталья Лёвина.
После памятного выступления ансамбля из Мурома на юбилейном вечере Клуба любителей старинного русского романса «Хризантема» имени А.Н. Титова при Центральном Дома актёра, своим мнением о музыкантах-муромчанах со мной поделилась Художественный руководитель клуба Светлана Каретная-Писаревская:
– Я давно знакома с этими талантливыми исполнителями. Это очень интересный, перспективный ансамбль, которому много дано, – сказала Светлана Семёновна. – Певица Наталья Лёвина, и гитарист Александр Антонов, прекрасно чувствуют суть исполняемых сочинений и великолепно её передают. Меломаны всегда ждут выступления артистов, встречают тёплым откликом, сохраняя прекрасные ощущения в своих сердцах. А музыканты постоянно радуют слушателей новыми работами, используют произведения, собранные нами в трёх объёмных сборниках романсов.
– Еще до возникновения пандемии, – продолжает Светлана Семёновна, – мы планировали провести творческий вечер ансамбля Натальи Лёвиной – Александра Антонова в Клубе «Хризантема». Но ситуация вынудила концерт перенести. Скажу, что в наших планах он есть. Тем более, что выступление исполнителей на творческом вечере во Владимире, который я вела, показало большие возможности муромских артистов, отлично подобранный репертуар, в который вошло много редких и интересных романсов. – Искренне желаю талантливым Наталье и Александру новых творческих удач, – сказала в заключение Каретная-Писаревская.
Из творческой биографии Натальи Владимировны Лёвиной:
– Музыку я люблю разную, – делится своими предпочтениями исполнительница. – Как я уже отмечала, очень мне нравится слушать классические произведения. Но, отдаю должное лучшим образцам рок-музыки, бардовским песням. Захватывают меня и мелодичные, глубокие по внутреннему содержанию народные песни. При этом, очень люблю оперу, классическую оперетту и мюзиклы. Как видите, диапазон моих интересов не ограничен только одним жанром.
Продолжаю свой разговор с Лёвиной.
– Наталья, считаете ли вы, как артистка и, одновременно, преподаватель детской музыкальной школы, что интерес к классической музыке уходит в прошлое. И молодёжь двадцать первого века классика уже привлекает не так, как юношей и девушек, живших в Советском Союзе?
– Думаю, что классическое искусство не может быть массовым, – отвечает Наталья, – я бы сказала, что классическая музыка ещё не скоро будет восприниматься молодёжью как подлинное искусство. Но приобщаться к ней необходимо каждому. Давайте вспомним конец двадцатого века, когда, практически каждый телевизионный концерт, начинался классическим блоком. Тогда считалось хорошим вкусом слушать прекрасные сочинения русских и зарубежных композиторов-классиков, смотреть балетные постановки, – вспоминает Наталья Лёвина. – Ещё раз подчеркну, классическая музыка не терпит несерьёзного к себе отношения.
– Как сейчас воспринимают музыкальное искусство жители малых российских городов, особенно дети?
– Моя задача, моя миссия, как преподавателя по специальности «сольное академическое пение», в первую очередь, – воспитание у детей чувства прекрасного, осознанной любви к музыке, поэзии, к творчеству в целом, – размышляет Наталья. – Дети вырастают, и есть надежда, что, хотя бы часть из них пойдёт по жизни с настоящей музыкой. Как певица, стараюсь своё дело делать качественно, на максимально высоком для себя уровне. Истинное, идущее от сердца искусство, проникает в душу любого человека. Особенно его ценят в маленьких городах, где не просто приобщиться к миру Искусства. В таких городах, составляющих основу России, нужно проводить больше концертов, широко распространяя о них информацию. У ребёнка и у взрослого должен быть выбор, чем занять себя в свободное время. Согласитесь, что у жителей больших городов есть постоянная возможность посещать концерты, бывать на выставках, в музеях. Значит, есть больше возможности для саморазвития. Так должно быть везде.
– В Муроме уже много лет работает своя маленькая филармония, – продолжает исполнительница, – К сожалению, в городе пока нет хорошего концертного зала. Филармония приглашает музыкантов высочайшего уровня выступать в Муроме. Её руководитель, Елена Леонидовна Пономарёва, ведёт серьёзную работу по воспитанию слушателей. И это даёт свои плоды. Но, если родители не будут стремиться повышать свой культурный уровень, то и ребёнка будет сложно заинтересовать высоким искусством.
– Подчеркну, государство, заботящееся о своём существовании и развитии, обязано больше внимания уделять культуре, всестороннему приобщению граждан к нашему национальному достоянию, – сказала в заключение Наталья Лёвина.
Константин Смертин