Image
Image

Три К – от книги к книге

«Большое видится на расстоянии»,
А малого не сыщешь будто след.
Проходит время – время осознания,
Где в будущее выданный билет…

Книжный шкаф… Наверное, во многих семьях еще советских поколений и сегодня занимает устойчивое место скромный архив художественных поисков классиков литературы, философской мысли, научных изысканий в тесном развале с творениями писательствующих политиков, экономистов, прочих трибунов календарной современности. Читаем - перечитываем.

Что отжило свой век, а что сулит победы, определит событий жизни ход… Который раз листаю удивительную книгу удивительного человека – Владимир Иванович Яздовский «На тропах Вселенной», Издательство Фирма «Слово», 1996-й год.

Это уже страницы мирового значения в истории человечества –«путь становления и развития пилотируемой космонавтики нашей Родины», писал в предисловии заслуженный деятель науки и техники России академик О.А. Чембровский.

В том же году в прямом эфире радио «Резонанс» состоялась, к сожалению, единственная встреча Владимира Ивановича Яздовского с гражданской российской аудиторией. Редакции действительно повезло.

Во время вещания программы, которая называлась «Секретный академик», аппаратная студии напоминала уже мини-зрительный зал из любопытствующих сотрудников других редакций ГДРЗ, то есть в прошлом Государственного Дома радиовещания и звукозаписи, по одну сторону, и радиослушателей с безусловным приоритетом – по другую. Телефон надрывался без умолку. Звукорежиссер едва успевал справляться.

Но это нисколько не смущало нашего гостя. Владимир Иванович непринужденно шутил, отвечая на легковесные, порой смешные вопросы слушателей, и терпеливо разъяснял перспективы освоения космоса в хозяйственно-экономических и прочих сферах укрепления государства. Популярно и объёмно.

Автору уникального издания на все времена, подвижнику, всецельно служившему науке учёному, основателю и первому руководителю программы исследований по космической биологии и медицине в России, казалось, важен такой незатейливо-просветительский разговор с радиоаудиторией.

Мягкий тембр, спокойно льющаяся речь притягивали внимание слушателей – время пролетело в одно мгновение. Ясно – готовим цикл передач.

Надеялись на новые встречи, и мне как ведущей программы следовало обсудить темы будущих эфиров. Но академик выглядел усталым – деловую встречу пришлось отложить: сначала надолго, затем - навсегда.

Через три года отечественная наука лишилась своего преданного бескорыстного труженика – разговор прервался, а хотелось ещё многое узнать о личности, биографических подробностях жизни учёного, ведь о себе Владимир Иванович ничего не рассказал. Местоимение «я» не звучало ни в каком высказывании собеседника.

И мне опять повезло: Т.П. Яздовская, супруга, верный друг, хранительница семейного очага, в прошлом успешный московский врач, продолжила разговор в эфире радио «Резонанс» и «Народного радио». Так появилось в моей семейной библиотеке издание «На тропах Вселенной», так сложились наши добрые откровенные отношения с Тамарой Петровной - не скрывались слёзы огорчения в первые годы от неожиданной чёрствости бывших коллег и яркая радость от выхода книги, посвящённой 90-летию со дня рождения «одного из основоположников отечественной космической биологии и медицины профессора В.И.Яздовского».

Сегодня уже нет некогда популярных радиостанций, простились и с Т.П. Яздовской. Российская наука продолжает свой путь… Благодарная историческая память не тлеет на тропах Вселенной – советский человек стал первым в космическом пространстве.

Читаем вместе: как начиналось утро мировой истории…

**************

… автобус, стартовая площадка, объятия, поцелуи, возбуждение всех присутствующих. Короткий доклад Председателю Государственной комиссии. К дверям лифта-подъемника космонавта вел Евгений Фролов. Наверху, у края люка, Гагарина встретили монтажники, ведущий конструктор Олег Ивановский и врач Лев Головкин. Все подготовились к долгожданному часу. Юрий Гагарин из кабины переговаривался с Павлом Поповичем, который уже находился в бункере.

Ракета с кораблем «Восток» находилась на старте, ее заправляли и проверяли. Сергей Павлович Королев, Мстислав Всеволодович Келдыш и я расположились на стартовой площадке недалеко от ракеты. В стороне от нас стояли министры, заместители министров, маршалы, генералы и другие руководители. Вскоре мы спустились в глубокий бункер и разместились каждый на своем заранее отведенном месте. В операторской и у перископа расположились Л.А. Воскресенский и А.С. Кириллов, у столика АВД (аварийного выключения двигателя в случае неполадок на старте) находились Сергей Павлович Королев и я. Мы получали исчерпывающую информацию о состоянии систем корабля и космонавта.

Вдруг ко мне обращается Сергей Павлович: «Володя, что ты все губы свои искусал в кровь, волнуешься?» А я, в свою очередь, спрашиваю: «Почему, Сергей Павлович, Вы такой бледный?». Он только махнул рукой и сказал: «Отвечать-то все равно нам». На случай аварии на старте над пламеотводным каналом была натянута стальная сетка, а по углам площади располагались бетонные укрытия, в которых разместились специально экипированные врачи во главе со Львом Головкиным и спасатели. Леонид Воскресенский, наблюдая старт через перископ, подавал команды. По команде Анатолия Кириллова Б.С. Чекунов нажал кнопку «пуск».

В 9 часов 07 минут 12 апреля 1961 года Гагарин крикнул: «Поехали!». Так начался период орбитальных полетов человека на космических летательных аппаратах. 

 

**************

Зинаида Федотова (Белухина)

Комментарии