Image

Литературная поляна

Книгу с полки взять когда?
Нам читать-то некогда:
Развлекает Интернет –
На работе и в обед.
Хороша поляна «лит» –
Может статься, победит…

90-е годы прошлого века…Кто вспомнит – не раз вздрогнет: время ломало и сломало многих. Работы нет – приспосабливайся и выживай, как получится. Не до розовых грёз. Досталось всем.. Об этом рассказывали в газетах, говорили в невесёлых телерадиоэфирах. Учёные, врачи, инженеры, артисты и писатели, приходившие на радио «Резонанс», тоже не отличались оптимизмом – да откуда его было взять…

Нередкий гость программ историк, литератор Лола Звонарёва в тесноватой студии Останкино плеском темперамента звонкого голоса зажигала аудиторию надеждой: здесь фестивали, там конкурсы, обсуждения новых произведений молодой поросли и признанных мастеров. Редакция удивлялась – атмосфера доброжелательности накрывала всех. Тогда уже было известно: расползалась трещина в единстве писательского сообщества – «где деньги лежат» на издание книг и художественных журналов, где читатели прячутся…

Почти гамлетовский вопрос. Да и в целом литературный процесс притухал. Пылкая Лола бросалась на помощь творцам – популяризаторство и просветительство неплохо играли свою роль в новых будничных условиях. До профессиональной критики дело ещё не доходило. Однако похоронные мотивы этому жанру уже звучали..

И ныне доктор исторических наук, секретарь Союза писателей Москвы Лола Уткировна Звонарёва продолжает свой научно-просветительский путь: литературное поле России – одна из сфер интересов учёного, преподавателя, писателя.

*************

Отстаивая достоинство литературной критики

Кор.: Так называется вводная статья недавно вышедшего сборника. Лола Уткировна, это ещё одна тема оптимистичной борьбы за честность и справедливость в творческом мире? Защищать и отстаивать, похоже, ваша ипостась на многие лета…

Л.У. : Каких только камней, плевков и тумаков не получала в последние годы наша литературная критика! Да и ряды её явно оскудели: ушли знаковые фигуры критики 60-х – друг за другом покинули этот мир авторитетнейшие Станислав Лесневский, Андрей Турков, Лев Аннинский. Эмигрировали в литературоведение и прозу Игорь Золотусский, Алла Марченко, Владимир Новиков, Александр Архангельский, Павел Басинский. Так окончательно и не вынырнул из глубоководного моря гигантских литературных энциклопедий и фейсбучных бурь Сергей Чупринин. Правда, по-прежнему, царят на критическом Олимпе две яркие антагонистки, доктора наук – Наталья Борисовна Иванова с книгами «Невеста Букера» и «Русский крест» и Капитолина Антоновна Кокшенева, автор написанных с противоположных позиций сборников критических статей – «Русская критика» и «С красной строки».

Кор.: Печально мастера уходят…Лев Александрович Аннинский – без преувеличения, личность высокого уровня: Учитель с большой буквы…

Л.У.: Радует, как тепло молодые критики говорят и пишут об ушедшем недавно Льве Александровиче – меня связывали с ним двадцать лет дружбы. Хочется напомнить о творческом уроке этого выдающегося критика для всех нас – напряжённом ежедневном труде. Лев Александрович неизменно поднимался в 6 утра и с 7 до 10 часов каждый день, без выходных, работал почти до последнего дня своей долгой жизни.

Результат весьма конкретен – о нём говорил на гражданской панихиде в Большом зале ЦДЛ заместитель главного редактора «Литературной газеты». Как показал архив «ЛГ», кроме 30 книг, Аннинский написал для одной только «Литературки» 6 тысяч статей, не считая рубрик, которые он вёл десятилетия, не пропуская ни одного номера, в таких авторитетных журналах, как «Дружба народов» и «Родина».

Эрудиция и парадоксальность взгляда, свежесть и афористичность стиля – этим с юных лет удивлял читателей Лев Аннинский.

Кор.: Школа осталась – важно…

Л.У.: Эти качества унаследовала от признанного мэтра молодая критика, стремящаяся говорить ни на кого не похожим, узнаваемым голосом, вырабатывая собственный оригинальный стиль, отметающая многочисленные признанные авторитеты и – о радость! – не увлекающаяся жонглированием терминами, птичьим псевдонаучным языком: им грешат нередко наши молодые литературоведы, шага не делающие без «дискурса» и «парадигмы».

Кор.: И все-таки именно нынешняя творческая площадка худа, бедна и скорбно-малочисленна…

Л.У.: Всё чаще стали поговаривать: профессия литературного критика изжила себя и исчезла. На смену честной, строгой, принципиальной критике шестидесятников – «Платон мне друг, но истина дороже» – пришёл вездесущий PR, вкрадчивая, хорошо оплаченная реклама профессиональных издательских рекламщиков и взаимное опыление приятельствующих литераторов.

Сегодня чаще звучат сетования и на её полнейшее отсутствие в пространных интервью известных писателей: Евгения Водолазкина, Павла Басинского, Юрия Полякова или Алексея Варламова – в газете «Культура». Ю.М. Поляков так оценивает отечественное литературное пространство: «Нравы литературного мира, по-моему, слишком не изменились. Реже поминают слово «талант» и чаще «формат». А так все то же самое: порадеть родному человечку, даже если его дар умещается на кончике комариного носа, и, наоборот, замолчать, затереть, талантливого чужого, если не нравятся его эстетические, политические симпатии, круг общения, национальность, наконец. Да, увы, у нас сложилась в стране двухобщинная литература».

Кор.: Почти откровение…А вообще понять трудно – есть профессиональная литературная критика как жанр или…Нужна в нынешних условиях или… Но самое интригующее – есть ли достойная литература для того, чтобы было, о чём рассуждать… Вопросов немало, и острейших…

Л.У.: Нередко раньше прозаики и поэты зло шутили: мол, в критики идут именно те, кто не способен писать хорошие стихи или достойную прозу. Наши критики новой волны в свои достаточно молодые годы уже успели издать не по одной книге стихов или прозы (чаще почему-то стихов) и нередко – защитить кандидатскую диссертацию, благополучно избегая в текстах пресловутой «диссертационной оскомины». И всё же самое главное для меня – поиск критиками новой волны глубинного смысла бытия в книгах всех, без исключения, писателей – как отечественных, так и западных.

Кор.: Значит, новая волна критиков состоялась…

Л.У.: Безусловно. Хотя стало хорошим тоном пнуть критиков, к примеру, в мемуарной книге, как представлено у писательницы Дины Рубиной «Одинокий пишущий человек» . Дина Ильинична создаёт узнаваемый образ, утверждая: именно писанья конкретно этой «критикессы» вытолкнули талантливого прозаика в эмиграцию, заставили «перевернуть всю… жизнь», «вылететь за её привычный круг». Нечто подобное рассказывал мне и завоевавший в Нью-Йорке пять золотых медалей художник Геннадий Спирин, лишившийся работы в «Детгизе» после обсуждения влиятельными критиками новой волны в книжной графике примерно в те же годы. Критика в 80-е годы прошлого века ещё не утратила былого влияния, хотя, приходится признать, отнюдь не всегда играла достойную роль в жизни одарённого человека.

Увы, притих шумный и эффектный «Попуган» – творческий союз трёх красавиц-интеллектуалок Елены Погорелой, Валерии Пустовой и Алисы Ганиевой, погрузившихся в тихую уютную заводь «ЖЗЛ» и сочинение собственной прозы. Правда, радует: двоих из них всё же успели заметить и оценить идущие за ними молодые критики. Мария Лебедева в одной статье («Литература и жизнь») размышляет об экспериментальной книге Валерии Пустовой «Ода радости», а в другой стремится, по примеру Льва Аннинского, дать афористичное определение прозе Алисы Ганиевой – «хроника безвременья».

Остался почти в полном одиночестве неутомимый Андрей Рудалёв, чей уверенный голос хорошо слышен по всей России даже из далёкого Северодвинска: недаром получил в прошлом году престижную Абрамовскую премию «Чистая книга».

Кор.: Чувствуется ваше трепетное отношение к молодой поросли профессиональных критиков. Что вас привлекает и заставляет поверить в их состоятельность?

Л.У.: Наверное, не в последнюю очередь, энциклопедическая образованность, отсутствие провинциализма. Интернет сегодня позволяет молодому человеку, живущему в небольшом, отнюдь не столичном городе быть в курсе всех последних литературных новостей. Мне дороги внутренняя независимость и свобода, острота и глубина, с которой молодые критики рассуждают о зарубежной и отечественной классике: о Чехове, Ходасевиче, Есенине, Прусте, Хулио Кортасаре и других. Стремятся разгадать тайны универсально-многомерной прозы и драматургии, бунтарства и лиризма, трагизма и романтизма Венедикта Ерофеева, Александра Кабакова, Эдуарда Лимонова, Сергея Довлатова, Владислава Крапивина; чётко выделяют наиболее яркие литературные явления среди писателей среднего поколения.

Молодых критиков не останавливают и растущие авторитеты современных популярных писателей, к примеру, Захара Прилепина для серьёзного профессионального разговора. В этом ещё раз смогла убедиться, читая работы участников конкурса молодых критиков.

Интересно, что 90-летний патриарх нашей литературной критики Игорь Золотусский на вопрос: «Какие качества вы считаете главными для критика?» – ответил: «Прежде всего, независимость от мнения различных групп или так называемого общественного мнения, которое я считаю попросту несуществующим».

Кор.: Итак, конкурсы проводятся, сборники статей издаются – литературная жизнь не фонтанирует, но уверенно продолжается …Спасибо, Лола Уткировна.

Беседу вела Зинаида Федотова (Белухина)

Комментарии