- Гены
- Как мы закат ловили…
- Прощание с Испанией
- Первый день
- Мир, страна, университет – 25 лет развития
- Три К – от книги к книге
- Глава о теории «чистого озера» и вечном запрете на чужое
- Душою чистой...
- Поздравляем наших милых женщин с 8 марта.
- В Университете мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского состоялась XVIII Всероссийская научная конференция
А детство – азбука и пропись,
Что вспоминается не раз.
И вот уже седая проседь -
И не обманет, не предаст…
Зинаида Федотова (Белухина)
Редакция продолжает разговор с нашими читателями, зрителями…
Когда-то в детстве я очень боялась волков, и порой мне казалось, что они бегают где-то рядом – за заборчиком нашего сада. Однажды ночью даже вывалилась из кроватки на ковёр с криком: «Волки! Волки!». Но потом после рассказов мамы, бабушки и знаменитого доктора Амосова не то, чтобы полюбила, но прониклась к ним симпатией.
Мама была почвоведом, а Калужская область, которую ей надлежало обследовать на предмет составления почвенных карт, в 60-70-х годах была довольно лесистая. Правда, в районы, прилегающие к Брянской области, к знаменитым Брянским лесам ездил папа – тоже почвовед, вооружённый большущим ножом для защиты от волков.
Как-то мама приехала в одну «деревеньку – колхозницу» и спросила у хозяйки, у которой остановилась на ночлег:
– Как у вас, бабушка, тут тихо? Не шалят?
– И-и, внученька, у нас всё тихо, кому шалить… Вот разве только волчки….
– Кто? – не поняла мама.
– Волчки - волки, - пояснила старушка.
На другой день мама с двумя девушками-старшеклассницами, которых председатель колхоза дал ей в помощь копать ямки, чтобы брать пробы почв, отправились в поле. Закончили работу под вечер.
«Загрузили мы мешочки с пробами в тележку, – вспоминала мама, – я спрятала в планшетку полевой дневник. Сидим любуемся полем, лесом, пьём чаёк из термоса, и вдруг, глядим, на опушке леса появилась серая собака. Откуда она взялась? До деревни отсюда несколько вёрст. И странная какая-то собака – хвост опущен. Потом эта собака подняла морду, посмотрела в нашу сторону, потянула носом воздух… Ба! Да это же волк! Девчонки! – возопила Мама, – скорей в тележку! Лошадка была шустрая – спаслись».
А вот что рассказала мне бабушка о своей встрече с волками. Во время войны они с подругой - учительницей ездили куда-то в Тамбовскую область менять одежду погибших мужей на муку. Вечером пришлось идти через огромное поле, которому не было ни конца, ни края и в свисте зимнего ветра слышался им вой за спиной. К счастью, в поле бездорожном загорелся для них во мгле скромный огонёк русской деревни… (Как в стихах Николая Рубцова.) Утром старик-хозяин, у которого они ночевали, сказал: «Бабоньки, вам повезло… За вами волки шли -кругом на снегу за вашими следами их следы… Много!».
А вот мой любимый поразительный рассказ доктора Амосова о волчьей верности человеку: «Сибирь. Тайга. Охотник нашёл волчонка и воспитал. Они жили вдвоём в лесной избушке, изредка появлялись в деревне, но волчонок признавал только одного человека - хозяина и друга. Великая Отечественная: сорок первый год … Призыв в армию. Охотник оставил волка старику в деревне. Три грозных года…Вернулся солдат – семья распалась, сам хромой. Старик рассказал ему: волк не стал есть и ушел в лес. А в той лесной избушке охотник увидел выломанное окно, следы когтей на стенах. На полу – скелет волка…».
Это из книги Николая Михайловича Амосова «Мысли и сердце». Помню, маму, бабушку и отца, несмотря на их опыт общения с волками, рассказ тронул до глубины души…
Елена Гаврилова
город Долгопрудный-2