- Гены
- Как мы закат ловили…
- Прощание с Испанией
- Первый день
- Мир, страна, университет – 25 лет развития
- Три К – от книги к книге
- Глава о теории «чистого озера» и вечном запрете на чужое
- Душою чистой...
- Поздравляем наших милых женщин с 8 марта.
- В Университете мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского состоялась XVIII Всероссийская научная конференция
Могу доверить всё своей гитаре —
И слёзы, и надежды, и мечты ...
Л. Сафарова.
Горькая весть пришла из столицы Киргизии — Бишкека. 20-го августа, не дожив три недели до семьдесят девятой годовщины, после тяжелой болезни ушел из жизни разносторонне одарённый человек — «Почётный академик» Академии исследования гитарного искусства Республики Казахстан, Кавалер ордена «Минина и Пожарского» и имени Глинки «За вклад в развитие музыкального искусства», мэтр русской семиструнной гитары, композитор и педагог, колоритный писатель, автор многих оригинальных и уникальных ювелирных работ, любитель восхождения в горы Алексей Александрович Агибалов.
В жизни внешне строгий, сдержанный в эмоциях, обладатель низкого, бархатного тембра голоса Агибалов, потомок донских казаков-старообрядцев, взяв в руки любимую семиструнную гитару, буквально преображался, поражая умением неповторимо раскрывать удивительные возможности любимого инструмента, восторгал ярким талантом, тонко передавал глубочайшие чувства, заложенные в исполняемых произведениях. О творчестве Агибалова известный русский и американский музыкант и педагог Олег Тимофеев, в частности, сказал: «...Музыка у него тщательно выстроенная и красивая...».
В конце шестидесятых годов, по окончании знаменитого Музыкального училища имени Гнесиных, в то время Гитарной академии (класс Льва Александровича Менро), Агибалов получил назначение на работу в Музыкальное училище в столице Киргизии — городе Фрунзе, где стал заведовать кафедрой теории музыки, преподавая учащимся разных факультетов теоретические предметы. В городе был крепкий симфонический оркестр. Именно тогда музыкант впервые получил возможность сочинять произведения для семиструнной гитары в сопровождении симфонического коллектива, показав, насколько велики и разнообразны возможности замечательного и не до конца ещё изученного музыкального инструмента.
В 1985 году Всесоюзная фирма грамзаписей «Мелодия» выпустила виниловый диск-гигант «Звени, гитара семиструнная» с произведениями, наигранными талантливым гитаристом. А первый свой компакт-диск Алексей Александрович Агибалов записал в 1999 году.
Всего же за годы творчества в пять наигранных подвижником компакт-дисков вошли почти шестьдесят разнообразных по форме произведений, как крупной формы, так и разнообразных миниатюр. Из них три CD, выпущенные Российским Агентством «Звук», и дали возможность любителям классической музыки познакомиться с сочинениями русских композиторов — М.Т. Высотского, Ф.М. Циммермана, А.О. Сихры, П.И. Чайковского, обработками произведений известных западноевропейских композиторов-классиков.
Там же представлен и целый ряд оригинальных, талантливых произведений самого Агибалова. Всего музыкант, вложивший в работу над «Антологией» не только творческие силы и знания, но и свои скромные средства, наиграл такое количество произведений, что они не вмещаются и в объем пяти компакт-дисков.
Все же ценители русской семиструнной гитары в исполнении Агибалова смогли ознакомиться с пятьюдесятью восьмью сочинениями композиторов разных времён, как в сольном варианте, так и в сопровождении гитары ансамблями и даже симфоническим оркестром.
Отмечу, что Алексей Агибалов является автором свыше сотни уникальных произведений, среди которых — четыре оригинальных Концерта для семиструнной гитары с симфоническим оркестром, одночастного Концерта-фантазии для гитары и камерного оркестра, Концертино на тему Владимира Моркова для гитары и оркестра русских народных инструментов, четырёх трёхчастных Сонат, «Рапсодии Гор», цикла «Пять инвенций», расширяющих полифонические возможности русской гитары. Среди них «Инвенция № 4» написана для гитары и виолончели.
Авторитет Алексея Агибалова был непререкаем как среди исполнителей старшего возраста, так и среди молодых гитаристов. Приведу мнение об Агибалове лауреата нескольких Всесоюзных и Международных конкурсов, молодой одарённой исполнительницы Екатерины Пушкаренко, которым она поделилась со мной несколько лет назад: «...Зазвучала музыка, такая близкая и нежная, прекрасная, поражающая своей душевной теплотой и красотой мелодии. То были сочинения известных композиторов-семиструнников А. Сихры, М. Высотского и замечательного композитора и исполнителя Алексея Агибалова. Звук его гитары меня пленил, как и тонкое мастерство артиста, ясно и точно доносившего музыкальную мысль произведений. Знаю, что музыка А. Агибалова интересна широкому кругу слушателей и близка сердцу русского человека, она захватывает своей искренностью».
Смерть прервала многолетнюю деятельность мэтра над «Антологией русской гитары», включающей произведения авторов ХIХ-ХХ веков. Лучшей памятью замечательному человеку и музыканту-подвижнику Алексею Александровичу Агибалову станет продолжение работы молодыми гитаристами над новыми дисками «Антологии русской гитары».
Константин Смертин