- Гены
- Как мы закат ловили…
- Прощание с Испанией
- Первый день
- Мир, страна, университет – 25 лет развития
- Три К – от книги к книге
- Глава о теории «чистого озера» и вечном запрете на чужое
- Душою чистой...
- Поздравляем наших милых женщин с 8 марта.
- В Университете мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского состоялась XVIII Всероссийская научная конференция
Как многогранна музыка! Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты.
Ирина Волобуева
С ярко одарённой исполнительницей, лауреатом нескольких зарубежных соревнований вокалистов, призёром целого ряда международных и Всероссийских музыкальных фестивалей, членом Союза театральных деятелей Илоной Ананьиной я познакомился совершенно неожиданно.
Проходя по Культурному центру Российской Армии в один из летних дней 2005 года, услышал знакомое музыкальное произведение. В сопровождении рояля пела обладательница очень нежного, чистого лирического сопрано. Лёгкость исполнения пассажей демонстрировала, что весьма непростая музыкальная миниатюра, входящая в мировую вокальную классику, доставляет неизвестной артистке истинное наслаждение.
В зале, из которого доносились прекрасные звуки, с удивлением увидел миловидную, стройную, зеленоглазую, приветливо улыбающуюся девушку.
«Илона Ананьина» — представилась по завершении выступления, певица, знакомившая сотрудников Культурного центра Российской Армии со своим богатым вокальным репертуаром. Илона рассказала, что с отличием окончила два факультета Российской академии музыки имени Гнесиных — хорового дирижирования и вокальный, и продолжает совершенствовать исполнительское мастерство в аспирантуре Московской государственной консерватории, в классе выдающейся советской певицы, педагога-наставника, народной артистки России Галины Алексеевны Писаренко.
Порадовало меня известие о том, что у молодой исполнительницы появились записанные на современный носитель произведения романсового жанра, а также несколько арий из популярных опер всемирно известных композиторов. Это позволило пригласить вокалистку в прямой эфир «Народного радио», на волнах которого уже не один год звучала моя авторская музыкальная программа «Неслучайные встречи».
Яркий вокальный дар артистки вызвал тёплые отклики слушателей, позвонивших в студию из нескольких городов России. С этого времени я внимательно наблюдаю за творческой судьбой Илоны Ананьиной, которая вскоре успешно представила на суд любителей оперной и романсовой классики несколько высокопрофессиональных музыкальных программ. А через несколько месяцев стала лауреатом Международного конкурса вокалистов «Мадам Баттерфляй», проходящего в японском городе Нагасаки.
Шло время, Илона продолжала выступать с новыми программами. Тембр молодой певицы обогатился ещё более яркими красками, появилась особая глубина в прочтении произведений классиков мировой музыкальной культуры — Г.Генделя, В.Моцарта, И.Брамса, П.Чайковского, С.Рахманинова, Д.Шостаковича, С.Прокофьева, Ю.Шапорина. Несколько сочинений артистка великолепно исполнила в Храме Христа Спасителя, где ее наградили Почетным званием «Народное достояние». Вошедшие в её постоянный репертуар романсы французских композиторов и вокальные циклы немецких авторов звучали в Рахманиновском и Малом зале Московской консерватории, в столичной Картинной галерее художника Александра Шилова. Цикл запоминающихся концертов вокалистки в сопровождении органа прошёл в нескольких католических соборах Москвы.
При всем личном обаянии, талантливая певица очень придирчива в оценке почти каждого исполненного ею произведения. Дискутировать с педагогом Российской академии музыки им. Гнесиных, доцентом Илоной Ананьиной, всегда очень интересно. Познакомившись с ее новыми программами, представленными нынешней весной на разных концертных площадках Москвы, решил задать исполнительнице несколько вопросов.
— Илона, как вы воспринимаете термин «успешная певица»? Достаточно ли для вокалиста иметь только яркий голос и диплом об окончании с отличием престижного учебного заведения?
— Конечно же нет, — отвечает Илона Ананьина. — Этот термин включает в себя целый комплекс различных условий, требований, нюансов и данностей. Хороший голос, красивый тембр — это природный дар, посланный Богом, и, безусловно, это то, с чего все начинается. Но любой дар обязан развиваться. Прежде всего — это постоянный тяжелый труд, поиск, который не должен прекращаться никогда. Необходимо совершенствовать свое техническое вокальное мастерство, а это — ежедневная работа, кроме того, певец должен разбираться в стилевых тонкостях музыки различных эпох, так как каждый стиль имеет свои особенности, все это должно отражаться в звуке. Также неотъемлемая часть выступления —артистическая, актерская составляющая, умение общаться с публикой. Конечно же, очень важна и общая культура артиста, его кругозор и внутреннее наполнение, а иначе что он сможет выразить своим выступлением, о чем сможет рассказать, чем заинтересовать? И, конечно, должна быть харизма. Без нее никуда. Поэтому, вы видите, насколько «собирательный» этот термин. И, пожалуй, последнее, без чего нельзя обойтись — нужен еще и тот самый «главный» шанс судьбы, который важно не пропустить. Каждый яркий певец, как правило, имеет свое амплуа, исполняет произведения, которые подходят именно его типу голоса. Есть такие понятия, как «оперный» или «камерный» певец. В оперных голосах также существует разделение на моцартовские, вердиевские, вагнеровские голоса и т. д. Конечно, большие певцы, «звезды», способны прекрасно исполнять музыку разных стилей и жанров
— Илона, давайте подробнее поговорим о вашем репертуаре. На концерте в Рахманиновском зале Московской Консерватории в год 180-летия И. Брамса вы на немецком языке проникновенно спели вокальные миниатюры великого композитора. Я присутствовал на концерте в кафедральном соборе Петра и Павла, где вы прекрасно исполнили партию сопрано в гениальном «Реквиеме» В. А. Моцарта. Вспомню ещё одно ваше яркое выступление в консерватории им. П. Чайковского. Тогда на языке оригинала блестяще прозвучали романсы французских композиторов... Ваши музыкальные интересы так разнообразны?
— Да, в разные периоды моей творческой жизни происходило знакомство с разными стилями музыки и с разными коллективами и музыкантами, с которыми мне приходилось сотрудничать. Уточню, что я концертировала с такими замечательными камерными коллективами, как «Брамс-трио», «Московское трио». Это — незабываемые впечатления. За годы выступлений исполняла самые разнообразные сочинения. Это были оперные арии и оперные партии в спектаклях, камерная вокальная музыка. Так как моя творческая жизнь не связана с оперным театром, и я могу сама выбирать репертуар, который мне хотелось бы исполнять в концертах, сейчас все чаще отдаю предпочтение камерной классике и барочной музыке, которая очень полюбилась мне в последнее время. С удовольствием исполняю и музыку современных композиторов. Хотя, и самые любимые оперные арии всегда включаю в концерты, если это соответствует тематике программы. В последнее время у меня состоялось довольно-таки много сольных программ в сопровождении органа в самых крупных соборах Москвы. Как видите, круг моих музыкальных интересов широк.
— Советовала ли педагог Галина Алексеевна Писаренко, учитывая ваше яркое лирическое сопрано, обратить особое внимание на камерную музыку зарубежных композиторов, рекомендовала ли она вам поехать на стажировку во Францию?
— Галина Алексеевна, как многогранная певица, выступавшая и в опере, и с концертами камерной музыки, в том числе и с гениальным пианистом С. Рихтером, обладая большим артистическим опытом, учила меня разным стилям исполнения, мы работали и над камерной, и над оперной музыкой, за что я ей глубоко признательна, — говорит певица.
Г.А. Писаренко сразу поддержала мое стремление пройти стажировку во Франции. Там за год я приобрела глубокое понимание тонкостей стиля произведений французских композиторов, освоила мелодику языка. Соединение достижений русской вокальной школы и традиций исполнения западноевропейской камерной музыки помогло основательно расширить мой репертуар.
— Насколько, по вашему мнению, классический репертуар сейчас интересен публике 21-го века? Востребован ли он молодыми слушателями?
— Убеждена, что классическая музыка будет востребована всегда, — говорит артистка. — Конечно, важно учитывать, в каком зале ты выступаешь, какую программу подготовил. Есть популярная классика, есть и редко исполняемые произведения. Серьёзно подготовленная публика, посещающая концерты в залах Московской консерватории и Филармонии, прекрасно воспринимает сложные сочинения Д.Шостаковича, С.Прокофьева, А.Шнитке... При этом, есть и немало любителей, предпочитающих слушать традиционно исполняемые миниатюры, так называемую «популярную классику». Я стараюсь включать в свои концертные программы сочинения, учитывающие самые разные вкусы и интересы слушателей.
Приятно отметить, что в последние несколько лет молодёжь все чаще приходит на концерты познакомиться с сочинениями современных композиторов, использующих в своих произведениях непростой музыкальный язык. Сочинения, которые при первом прослушивании воспринимаются неоднозначно — продолжает Илона. — Я замечаю, что молодые слушатели стараются осмыслить творения, серьёзно отличающиеся по звучанию от произведений П.И.Чайковского, М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, С.В.Рахманинова, других русских композиторов-классиков.
Этому способствует еще и то, — говорит певица, — что в наши дни стали чаще проводиться музыкальные конкурсы, где направленность — это именно современная музыка. Думаю, это закономерно, ведь жизнь не стоит на месте. Для музыкантов участие в таких, да и в любых конкурсах важно еще и потому, что помимо награды, артисты могут сравнить свой профессиональный уровень, познакомиться с новыми направлениями в искусстве, услышать зарубежных исполнителей, приобрести важный опыт. А также встретиться с музыкальными агентами и, благодаря их поддержке, даже получить работу с учётом своего исполнительского мастерства.
Завершая беседу, спрашиваю Илону Ананьину, как она относится к возможности в скором будущем выпустить компакт-диск. Какие произведения хотела бы в него включить?
— У меня уже есть большое количество дисков с разными программами, но это все — концертная, «живая» запись. Она не слишком совершенна в техническом плане, т.к. там много шумов, помех, хотя и преимуществ тоже много — есть аплодисменты, чувствуется атмосфера зала, слышна его реакция и «дыхание», да и вообще «возможность единственного дубля» заставляет исполнителей работать с максимальной выкладкой. Но теперь мне хочется сделать студийную запись, надеюсь, это будет не один диск, так как репертуара, который я планирую туда включить, уже достаточно, и мной продуманы несколько тематических программ. Первым, я полагаю, — продолжает артистка, — будет диск камерных сочинений. Мне очень близки романсы Петра Ильича Чайковского и Сергея Васильевича Рахманинова. Видя интерес слушателей к их вокальным сочинениям, вошедшим в золотой фонд русской и мировой музыкальной культуры, я регулярно исполняю их в своих концертах. Естественно, запись произведений гениальных русских композиторов требует тщательной подготовки, серьезнейшей студийной работы, а также и вложения немалых денежных средств. Работа над таким компакт-диском уже запланирована.
Должна сказать, что я очень требовательный к себе человек, — подчёркивает в заключение Илона Ананьина. — Как любой профессионал, продолжаю совершенствоваться в мастерстве. Твёрдо уверена, что искусство должно радовать и слушателей, и исполнителей, а душа должна петь.
Талантливая певица удостоена Почётной грамоты Министерства культуры РФ «За большой вклад в развитие культуры», Серебряной медали «За заслуги в сохранении русской культуры». Общество имени «Александра Невского» и «Народное радио» присвоили ей почетное звание «Народное достояние». Илона Ананьина — Лауреат нескольких международных конкурсов, доцент по классу сольного пения Российской академии музыки имени Гнесиных. Ещё со студенческой скамьи она с успехом выступает в концертных залах Москвы и ряда городов России. Её звонкое сопрано восторгало слушателей японского города Нагасаки, звучало в столицах Франции, Норвегии, в испанской Барселоне, итальянской Падуе...
Пожелаем певице новых творческих успехов!
Константин Смертин