- Гены
- Как мы закат ловили…
- Прощание с Испанией
- Первый день
- Мир, страна, университет – 25 лет развития
- Три К – от книги к книге
- Глава о теории «чистого озера» и вечном запрете на чужое
- Душою чистой...
- Поздравляем наших милых женщин с 8 марта.
- В Университете мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского состоялась XVIII Всероссийская научная конференция
В стройных звуках льются песни
Гармонической волной;
По душе волшебно ходят
И проходят с быстротой.
Полечу я вслед за ними;
Погружуся в них душой;
В очарованном забвеньи
Позабуду мир земной.
Сколько звуков, сколько песен
Раздалося вновь во мне!
Сколько образов чудесных
Оживилось в вышине!
Алексей Васильевич Кольцов. «Мир музыки».
Апрель 2019 года. Завершён многолетний титанический труд неравнодушных людей. Важным событием культурной жизни России стал выход в свет заключительного тома «Краткой антологии городского бытового романса», названного по одноимённому популярному сочинению Н. Харито — А. Френкеля «Тени минувшего». Том посвящён Анатолию Титову и подвижнику Святославу Бэлзе, творчески поддерживавшему высокоодарённого артиста.
Уникальная «Краткая антология», фактически, «Энциклопедия романсов», ещё в девяностые годы прошлого столетия была задумана Анатолием Григорьевичем Титовым, заслуженным артистом Российской Федерации, потомственным актёром театра «Ромэн». К сожалению, при жизни исследователь успел издать только её первую часть. Несколько десятилетий, он, посвятивший жизнь искусству, разыскивал для будущего собрания «музыкально-поэтических бриллиантов» редкие, порою подзабытые в наши дни вокальные шедевры. Всего в трёхтомник вошли сто шестьдесят камерных произведений разного времени сочинения с рассказом о каждом из них, основанным на документальных материалах, с редчайшими фотографиями авторов и исполнителей.
Неоценимый вклад в завершение главного дела всей жизни Титова, внесла Светлана Каретная-Писаревская, директор и художественный руководитель Клуба любителей старинного русского романса «Хризантема», ныне носящего имя замечательного человека, страстного собирателя произведений национального музыкального достояния.
Спустя несколько дней после выхода издания из печати, беседую в уютной квартире с радушной Светланой Каретной-Писаревской, без малого четверть века помогавшей А. Титову, долгие часы дотошно выверявшей в архивах и библиотеках данные об авторах и исполнителях музыкально-поэтических сочинений.
— Лучшие романсы, звучавшие на концертах и по радио, вошли в задуманную Анатолием Титовым несколько десятилетий тому назад «Краткую антологию», — рассказывает Светлана Семёновна. — В каждый том включены 50-60 камерных сочинений из уникальной нототеки мэтра. Все сборники мы намеревались выпустить с золотым или серебряным тиснением в переплётах белого, синего и красного цветов, образовывающих Российский триколор.
— Первый, белый том — «Любовь — оружию под стать...», — продолжает Каретная-Писаревская, — был издан в 2003 году благодаря Гранту Президента РФ, направленному на поддержку творческих проектов общенационального значения в области искусства. Второй, синий том, «Между делом безделье», вышел в 2011 году с помощью меценатов. Предисловия к первым двум сборникам написал большой друг клуба «Хризантема» и Анатолия Григорьевича, народный артист России Святослав Игоревич Бэлза.
— Титов, глубоко ценящий традиции и культуру народов, — вспоминает Каретная-Писаревская, — стремился открыть для исполнителей редкие музыкально-поэтические сочинения, которые когда-то были в моде, в ходу, а потом по разным причинам затерялись во времени и перестали исполняться. В соответствии со вкусами и запросами певцов, он щедро дарил им миниатюры из своей огромной нототеки, которую так долго собирал. Его знания в области русских романсов были поистине огромными. Анатолий Григорьевич искренне мечтал о том, чтобы как можно больше слушателей, особенно молодых, открыли для себя и полюбили этот жанр — уникальное музыкальное достояние нашей страны. Артист, называвший романс «Его Величеством», мечтал о времени, когда прекрасные вокальные шедевры вновь станут увлекать и радовать слушателей.
— «Краткая антология городского бытового романса» — это наш совместный труд, — подчёркивает Светлана Каретная-Писаревская. — Поэтому во всех статьях к произведениям я писала — «МЫ». Все работавшие над составлением третьего тома особенно тщательно отбирали для него произведения. Шестьдесят романсов, вошедших в него были написаны в конце ХIХ — первой половине ХХ веков, созданы в роковые для России годы. Они полны любви и печали, веселья и грусти, иронии..., всем так хотелось хоть на миг сохранить былую красоту, счастье, мир.
— По традиции, которую Анатолий Григорьевич заложил ещё при подготовке первого тома «Краткой антологии», в третью книгу я включила и ряд романсов современных композиторов на стихи поэтов Серебряного века, — отмечает Светлана Семёновна. — Среди них — есть уникальные стихотворения. Таков чудный, необыкновенно изящный романс «Забытая сказка». Музыка Бориса Александровича Прозоровского на стихи Сергея Владимировича Кистера, барона Кистера. Возможно, это его единственное стихотворение, сохранившееся до наших дней.
Подчёркивая огромное художественное значение издания, в предисловии к долгожданному красному тому, советник Президента РФ по культуре, заслуженный работник культуры РФ Владимир Толстой, в частности, пишет: «Третий том антологии „Тени минувшего“ стал настоящим приношением мастеру».
В нототеке мэтра, — продолжает Светлана Семёновна, — есть, практически, не известные сочинения, разысканные Анатолием Григорьевичем. Их можно было бы включить в очередные тома «Краткой антологии». Скажем, тематические произведения. Среди них — «юридические» романсы, написанные поэтами, работавшими в области юриспруденции. Например, на слова Алексея Николаевича Апухтина, окончившего Императорское училище правоведения.
В нашем перспективном музыкальном портфеле — миниатюры из небольшого сборника А. Титова «Что за хор певал у «Яра». А также романсы, для которых музыка сочинена женщинами. К сожалению, крайне редко в концертных программах можно услышать иронические музыкально-поэтические миниатюры, а также изумительные по оригинальности романсы — ответы. Конечно, для продолжения выпуска новых томов этой своеобразной краткой романсовой энциклопедии нужна серьёзная финансовая поддержка, — в заключение беседы подчёркивает Светлана Каретная-Писаревская.
Отрадно отметить, что в Клубе любителей старинного русского романса «Хризантема» имени Анатолия Титова при Центральном доме актёра имени А. А. Яблочкиной не одно десятилетие звучит музыка восхитительных романсов. Искренняя радость на лицах профессиональных исполнителей и слушателей, увлечённых историей музыкально-поэтической культуры России, пришедших на вечер, посвящённый выпуску долгожданного третьего тома, продемонстрировала, насколько в наше время востребованы такие уникальные издания, как «Краткая антология городского бытового романса». Слова сердечной благодарности и долгие аплодисменты стали наградой подвижникам, продолжающим разыскивать и дарить меломанам восхитительные вокальные шедевры, возрождать их из забвения.
Константин Смертин