Image
Image

Создавая яркие музыкальные картины

Ты — мой свет, моя отрада,
В жизни — главная награда.
Ты мне, верно, Богом дан.
Голосистый друг, баян!
Сергей Виноградов.

Получивший своё название по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Бояна, увлекающий своими удивительными звуковыми красками и возможностями для творчества, баян перешагнул вековой рубеж.

В 1925 году, совершенствуя многообещающий национальный музыкальный инструмент, талантливый мастер П. Е. Стерлигов создал, а четыре года спустя запатентовал, уникальный готово-выборный баян. Он позволил исполнителям при переключении специальных кнопок, извлекать и аккорды, и отдельные звуки. Обновлённый инструмент дал возможность в полной мере раскрыть свой талант и выйти на концертную сцену большому числу артистов, достигших мирового уровня. Они включали в свой репертуар переложения сочинений музыкальных гениев разных эпох — И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, А. Вивальди, В.А. Моцарта, И. Штрауса, русских композиторов-классиков, а также специально написанные произведения современных авторов.

 

Среди немалого числа солистов, разнообразных по составу ансамблей и оркестров, в которых звучит выборный баян, выделяется дуэт музыкантов-виртуозов Владимира Вовченко и Андрея Марченко, представивший в великолепном Бальном Концертном зале Москонцерта на Пушечной улице столицы уникальную авторскую программу «Зимние кружева любви». Удивительно, но ансамбль, созданный полгода назад, еще не имеет своего названия. От других составов он серьезно отличается оригинальностью программ, прежде всего включением импровизаций на разные, в том числе, предложенные слушателями темы. Как известно, в прошлые столетия известные музыканты-классики весьма любили импровизировать на напетые мелодии.

Подбор произведений для концертных программ принадлежит создателю дуэта, заслуженному работнику культуры, члену Союза композиторов России, выпускнику композиторского, а также факультета народных инструментов Донецкой консерватории, Владимиру Николаевичу Вовченко. Его запоминающиеся симфонические и камерные произведения, мелодичные песни, исполнялись в престижных концертных залах целого ряда стран — Белоруссии, Украины, Испании, Португалии, Македонии, многократно звучали в программах радио и телевидения нашей страны и зарубежных телекомпаний. Партнёром В. Н. Вовченко стал двадцати пятилетний музыкант-виртуоз, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Андрей Марченко. Выпускник Казахского национального университета искусств, ассистент-стажёр Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке, молодой баянист — не только блестяще технически подготовленный исполнитель, но и тонко чувствующий коллегу музыкант.

Для выступления в Бальном Концертном зале Москонцерта, Владимир Вовченко подготовил интересную и разнообразную программу. В первом отделении, в исполнении автора прозвучали блестящая фантазия на тему мелодичной украинской народной песни «Нiчь яка мiсячна», «Испанская фантазия», концертная обработка народной мелодии «Яблочко».

 

Андрей Марченко предложил вниманию слушателей «Турецкий марш» В.А. Моцарта в переложении композитора Аркадия Володось. Прозвучало оригинальное сочинение современного французского композитора и баяниста Франка Анжелиса «Ритмическая коробочка».

Второе отделение включило в себя дуэтные импровизации, которые композитор В. Вовченко озаглавил: «Зимние кружева любви», подчеркнув тем самым, что дуэт стремится «музыкальными звуками нарисовать воображаемые программные картины». Мгновенно созданные небольшие звуковые полотна — «Дыхание зимы», «Санный след», «Новогодний фейерверк», «Добрый морозный день», вызвали восторженные аплодисменты слушателей. Артистам удалось «разгуляться», в полной мере показав и свои технические возможности, и яркую музыкальную фантазию.

В течение двух с лишним часов участники дуэта дарили радость пришедшим на творческий вечер. А в завершение необыкновенного вечера, музыканты предложили меломанам самим определить темы нескольких импровизаций. Любопытно было наблюдать, как совсем юная девочка звонким голоском предложила «дядям-артистам изобразить урок в музыкальной школе», что снова вызвало у публики шквал аплодисментов.

В ожидании продолжения оригинальной концертной деятельности дуэта хочется пожелать Владимиру Вовченко и Андрею Марченко расширения репертуара, возможности выступать в крупных концертных залах страны. Музыкантам стоит подумать и о записи на современные звуковые носители своих ярких, вдохновенных импровизаций, чтобы как можно большее число поклонников баяна могли познакомиться с творчеством высокоодарённых артистов.

Константин Смертин

Комментарии