- Гены
- Как мы закат ловили…
- Прощание с Испанией
- Первый день
- Мир, страна, университет – 25 лет развития
- Три К – от книги к книге
- Глава о теории «чистого озера» и вечном запрете на чужое
- Душою чистой...
- Поздравляем наших милых женщин с 8 марта.
- В Университете мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского состоялась XVIII Всероссийская научная конференция
С ощущением благодати прочитал книжку стихов Юрия Говердовского «Кроме ночи». Несмотря на упоминание ночи, стихи поэта, даже трагические и печальные, наполнены светом добра и любви. В наше время, когда силы тьмы очень часто одолевают светлое и доброе, немудрено впасть в уныние и депрессию. Автор же категорически отрицает такое отношение к жизни, что и нашло отражение в названии книжки.
На двухстах с лишним страницах собраны стихи разных лет и во многих из них, даже ранних, юношеских, видим противостояние и противоборство светлого и темного, доброго и злого. Исход — разный. Например, в стихотворении «Ночной дождь», когда вовсю буйствует стихия, «...никак, хотя и очень близко, не найдут друг друга две руки...».
А в другом стихотворении «Еще зима грозит пургою...» — наоборот:
«Вдруг словно разом все запело —
Сосновый бор, снега, река,
Когда доверчиво и смело
Легла в мою твоя рука!».
И если в любовной лирике это оборачивается светлой печалью или, наоборот, пьянящей радостью, то в других стихах противоборство приобретает драматический оттенок. В стихотворении «Монетка» мальчик плачет от того, что увидел как «монетку на тропинке подобрал прохожий человек». А горюет, потому что «...знает — той тропой ходит мама. Значит, ту монету обронить не мог никто другой!». Дальше поэт раскрывает драму маленького человечка:
«А еще он знает — нету чуда,
И отца навек укрыла ночь.
Знает, как бывает маме худо.
Хочет он хоть чем-то ей помочь!».
Потому-то мальчик и «горюет о монетке, будто с нею рухнул целый мир». Но своего апогея противоборство светлого и темного, доброго и злого достигает в трагических стихах поэта, таких как «Моя ноша»:
«По перегонам под конвоем
Людей мотало и трясло,
И песнь сливалась с бабьим воем,
И побеждало все же зло...
То — не когда-то и не где-то
(Все! От начала до конца!) —
С моим происходило дедом,
Потом свалилось на отца...».
Об этой всенародной трагедии в сборнике несколько стихотворений, которые читаешь с чувством горечи, сопереживания. У самого автора — это зарубка на сердце на всю жизнь: «Несу я горькую ту ношу, она и нынче нелегка...». И все-таки силы добра и любви одолевают зло и мрак. Вечные земные радости и заботы — дом, семья, любовь, дружба, работа — вот главные опоры нашей жизни, утверждает поэт:
«Словно бисером, звездами тонь
Замерцала под гаснущим небом.
А в печи полыхает огонь
И запахло дразняще так хлебом!
Скоро кликнут на ужин уже.
В дом пойду от прикрытой калитки,
За которой сияют в меже
Чернозема намокшего слитки».
В книге показана целая галерея колоритных людей таежного края, в котором долго прожил автор. Это — егерь, обходчик линии связи в тайге, первостроитель города, старый лоцман.
«Василь Васильич — старый лоцман.
Он морем тыщу раз исхлестан.
И от того, наверно, сед,
Хотя еще совсем не дед...».
Именно такие люди и, конечно же, друзья, любимая женщина («Ты мне господом Богом дана! Во Вселенной такая — одна...»), излучают свет благодатной любви, которая
«Все развеет — и горечь, и зависть,
Все дурное заставит забыть,
Оставляя, как нежную завязь,
Безраздельное счастье — любить».
Книга Юрия Говердовского дает мощный заряд позитивной энергии. Думаю, что те, кто ее прочитал или прочитает, еще не раз будут возвращаться к запомнившимся, врезавшимся в память и сердце поэтическим строчкам.
Сергей Горбунов,
член Союза журналистов России