Image

Экспансия вирусов

Ковид в герои снова рвётся –
Определять событий код.
И хочется. И так неймётся
Трёхлетний обновить рекорд.
Пока учёный мир в догадке,
В цене и маски, и перчатки…

«Основы современных представлений о биосфере заложил академик Владимир Иванович Вернадский, космобиологии – Александр Леонидович Чижевский. Не случайно традиции продолжены в советском Институте космической медицины академиком Гурием Петровичем Ступаковым. Эти представления об устройстве мира выходят за пределы отдельных дисциплин таких, как эпидемиология и вирусология, и тогда открываются новые понятия и решения, которые можно видеть только с глобальных позиций»…

Этот давний разговор с профессором Евгением Алексеевичем Широковым продолжился уже ныне – коронавирус волнует и страшит. Многолетние исследования учёных лаборатории академика Ступакова – кандидата медицинских наук Нины Владимировны Щербининой, и доктора медицинских наук Евгения Алексеевича Широкова – опубликованы. Результаты их кропотливой научной работы – удивительны. Мы встретились..

Евгений Алексеевич Широков

З.Ф.: Евгений Алексеевич, недавняя коронавирусная пандемия экспертами ВОЗ подавалась общественности как некая случайность – новый вирус буквально прилетел с летучими мышами, и рынок китайского города Ухань стал распространителем инфекции. С этого рынка инфекция распространилась сначала в Китае, а потом по всему миру. Такая позиция медиков держалась долго со всякими вариантами… А еще обсуждали, что вирус убежал из секретной лаборатории.

Е.Ш.: Да, именно так полагали эпидемиологи и вирусологи, из которых и состояла экспертная комиссия ВОЗ. Однако некоторые факты заставляют усомниться в том, что эпидемия развивалась по простым законам передачи вируса от больного – к здоровому. Это ведь не первый «новый» вирус. А «птичий», «свиной», атипичная пневмония, Эбола и вирус иммунодефицита? Да и вирус SARS-COV2, похоже, не распространялся из Китая в другие страны, а присутствовал на разных континентах и раньше. В Италии, в образцах крови пациентов, полученных весной 2019 года, были обнаружены антитела к этому вирусу, а тяжелые пневмонии вирусного происхождения были и до пандемии в разных странах. Очевидно, что новый вирус был везде, но эпидемия вспыхнула в Китае в связи с высокой плотностью населения. Всё это свидетельствует о глобальных изменениях биосферы планеты, которые привели к распространению среди людей вирусов, раньше существовавших в другой среде, например, животных. Какие-то обстоятельства планетарного масштаба заставили один из коронавирусов изменить среду обитания и начать переселение.

З.Ф.: Значит ли это, что вирусы наступают на человека и новые болезни неизбежны?

Е.Ш.: В этом все и дело. Необходимо понять, что пандемия COVID-19 не случайность, а результат нарушения равновесия сложных биологических систем, которые формировались миллионы лет. Известный советский учёный Владимир Иванович Вернадский в своё время сформулировал основные представления о биосфере планеты. Без понимания процессов, происходящих в биосфере, нельзя понять и причины пандемии. Биосфера – тонкий, ограниченный в пространстве слой живого вещества, все элементы которого активно участвуют в непрерывных геохимических и геофизических процессах на планете. Биосфера состоит из трёх взаимосвязанных частей: растений, животных и микроорганизмов. И самое главное – биомасса этих компонентов, – величина постоянная. Вмешательство человека в крупные экосистемы планеты, с высокой степенью вероятности, и привело к появлению «новых» вирусов и связанных с ними новых болезней. А точнее, «старые» вирусы, с которыми люди никогда раньше не пересекались, пришли к человеку. Нарастающая частота и высокая биологическая активность новых инфекций позволяет говорить об экспансии вирусов.

З.Ф.: «Царь природы» наворотил что-то такое, что изменило биосферу планеты со всеми вытекающими последствиями?

Е.Ш.: Именно … Постоянство биологической среды планеты – один из важных законов биологии и сохранения жизни на Земле. Агрессивная хозяйственная деятельность человека привела к нарушению равновесия в больших экосистемах. Две самые крупные экосистемы планеты – океан и леса. До океана мы еще не дотянулись, а реликтовые дикорастущие леса, за последние 100 лет, уничтожены более чем на 80%. Динамика уменьшения лесных массивов совпадает с динамикой роста «новых» вирусных инфекций. Лесные массивы Южной Америки, Сибири, Африки и Европы нельзя заменить скверами и парками. Это не среда для обитания крупных животных, количество которых стремительно уменьшается вместе с уничтожением лесов. Так называемые «новые» вирусы – это вирусы, которые очень давно существовали вместе с животными. Теперь они просто переходят в другую часть биосферы – растущую человеческую популяцию.

З.Ф.: Но почему вирусы всегда выигрывают и ничего не боятся?

Е.Ш.: В мире микроорганизмов бактерии очень уязвимы. Им противостоят антисептики, физические факторы и антибиотики. Антибиотики не те, которые врач выписывает в миллиграммах на 3 дня, а те которые тоннами применяют в животноводстве, птицеводстве и сельском хозяйстве. Вирусам всё это не грозит. Когда В.И. Вернадский изучал роль микроорганизмов в экосистемах, о вирусах еще ничего не знали. Теперь оказалось, что вирусы двулики и это их важнейшее свойство. Они ведут себя как живые микроорганизмы, не имеют органов дыхания или выделения. Они не питаются и их нельзя отравить. Они размножаются, но это результат вмешательства в генетический аппарат чужой живой клетки. Они вызывают болезни, но играют важнейшую роль в регуляции равновесия в экосистемах и управляют бактериями. Наконец, вирусы это не только крохотные частицы, но и волна – электромагнитный импульс. Все эти свойства делают вирусы неуязвимыми в сравнении с другими участниками сложных конкурентных отношений в биосистемах. В частности, коронавирусы увеличивают свое присутствие в окружающей среде не в результате случайных контактов, а по жёсткому биологическому закону «похудевших» экосистем: есть место – занимай.

З.Ф.: А как? Всё так же – по выученной нами формуле: с кашлем и чиханием от больного человека – к здоровому?

Е.Ш. Эпидемиологи именно так и рассуждают. Отсюда и общепринятая стратегия борьбы с вирусами: для того чтобы остановить эпидемию нужно просто изолировать больных, а здоровым запретить выходить из дома. А еще надеть маски, скафандры, перчатки, не чихать и не дышать. И тогда распространение вируса прекратится. Не прекратилось. Эпидемия стала пандемией за считанные месяцы, что в масштабах планеты говорит о громадной скорости экспансии вирусов. Если учитывать длительный инкубационный период, большое число устойчивых к инфицированию людей, медленный последовательный механизм передачи вируса на расстоянии 1-2 метра, то объяснить такую скорость невозможно. Предположение о том, что китайские горнолыжники привезли вирус в Европу, и через 2 недели в Италии не хватило коек для госпитализации – выглядит неубедительно. Самые суровые меры ограничений (Китай, Греция, Израиль) не остановили процесс, несмотря на закрытое небо, карантин и огромные штрафы. Подведя итоги пандемии, специалисты института Хопкинса сделали вывод, что все меры ограничения и механической защиты не оказали существенного влияния на распространение вируса.

Гурий Петрович Ступаков

З.Ф.: Вопрос остаётся?

Е.Ш.: Вероятно, наряду с традиционным воздушно-капельным путем, существует возможность заполнения экосистем без участия контактов больных и здоровых. Это шокирует только на первый взгляд. Если у вирусов есть волновые свойства, то это уже законы квантовой физики, а не механики Исаака Ньютона. Электромагнитная волна – это энергия, которая при скоплении вирусов в период заполнения экосистем, способна создавать поле. Не случайно Гурий Петрович Ступаков определял вирусные сообщества как совокупность, которая поддерживает численность и взаимоотношения разных вирусов и бактерий. Это самая сложная и малоизученная область биологии. Ведь вирусы имеют ничтожную массу и не могут заполнить ограниченное пространство экосистемы, как зёрна заполняют пустой стакан. Это значит, между вирусами есть связь, и они на расстоянии знают, что пространство уже заполнено.

З.Ф.: Как вирусы занимают свое место в экосистеме и определяют, что место уже занято? Каким способом они передают информацию другим вирусам?

Е.Ш.:Если совсем просто, то по радио…

З.Ф.:???

Е.Ш.: С помощью электромагнитных волн. Во время эпидемии, в период экспансии, они создают довольно сильный в понятиях микромира поток мощности. Именно эта энергия «пробивает» маски, стены и позволяет преодолевать большие расстояния. Заполняя экосистему, новые вирусы встречаются с электромагнитными полями других вирусов. Достигается динамическое равновесие. Именно это останавливает безудержное распространение инфекции, а не карантин. Так происходило и с новой коронавирусной инфекцией. Активный переход вирусов в новую экосистему сопровождался расширением пространства за счет подавления присутствия других вирусов (вспомним, что в период эпидемии не было никаких сезонных инфекций – грипп, аденовирусная инфекция).

З.Ф.: Некоторые даже охотно шутили по этому поводу. Но если эпидемия распространяется электромагнитным способом, то откуда в организме зараженного человека появляются вирусные частицы – мазок из зева их определяет…

Е.Ш.: Скопления в пространстве вирусов, имеющих сходные частотные характеристики, создают электромагнитное поле, в котором совпадающие частоты создают резонанс наподобие лазера. Высокая интенсивность электромагнитного поля способна инициировать переход вирусов из неактивной формы, в биологически активную. Более того, существует вполне обоснованное предположение, что патогенный вирус может конструироваться и создаваться внутри незараженного организма человека под действием этого самого электромагнитного поля. Механизм образования активного вируса из аминокислот в живом организме описан американским вирусологом H.Frankel-Conrat в 1955 году. Самосборка биологически активного вируса внутри клетки, под влиянием электромагнитного поля, выглядит фантастически, но не противоречит законам квантовой физики. Сюрприз для эпидемиологов заключается в том, что вирус формируется внутри организма человека из того что всегда под рукой, а не передается от больного – к здоровому. Хотя «традиционнный» механизм передачи без сомнения существует и играет важнейшую роль в распространении инфекции.

З.Ф.: Так заражение вероятнее именно там, где есть скопление вирусов, то есть в больницах?

Е.Ш.: Совершенно точно. Именно с этим феноменом столкнулись наши итальянские коллеги, которые весной 2020 года стали организовывать ковидные госпитали, перепрофилируя все отделения больницы под новую инфекцию. Спустя пару месяцев мы повторили эту ошибку. Заражение внутри такой больницы гарантировано как для персонала, так и для тех, кто находится неподалеку. Здесь все уже ближе к механизму радиационного поражения – чем больше экспозиция, тем вероятнее поражение.

З.Ф.: Экологические проблемы постоянно на слуху. Теперь эпидемия за эпидемией?

Е.Ш.: Изменение соотношений микроорганизмов в экосистеме – новая картина биоценоза. И к этой новой ситуации теперь будут приспосабливаться другие участники биосферы – растения и животные. Драматическим становится знакомство иммунной системы человека с неизвестным вирусом. Именно этот конфликт привел к большому количеству тяжелых заболеваний и осложнений. Однако, всё-таки экосистемы – страны, города, этнические группы, – стабилизируются и конфликт становится мягче. Уменьшается вирусная агрессия, а человеческая популяция приспосабливается к присутствию вируса. Что важно – новый вирус не исчезает из экосистемы по окончании эпидемии. Он теперь навсегда. Однако, еще более новый вирус или штамм может раздвинуть границы своего обитания, и это уже новая, хотя и более слабая эпидемия.

З.Ф.: Бесконечный процесс опасности и страхов.

Е.Ш.: Изучение и понимание глобальных механизмов экспансии вирусов необходимо не только для прогнозирования эпидемической ситуации, но и для разработки принципиально новых методов противодействия. Необходимо учитывать и другие процессы, которые выходят за пределы нашей планеты. Основоположник космобиологии, Александр Леонидович Чижевский, установил зависимость эпидемий, войн и психических расстройств на Земле от солнечной активности. Нетрудно установить, что сейчас мы переживаем именно этот период. Кроме того, поведение биологических структур очень похоже на поведение неравновесных колебательных систем – спокойные периоды чередуются с обострениями. Вот и теперь, после колебаний в одну и другую сторону, наступило неустойчивое равновесие. Новый вирус отвоевал себе пространство, но и старые не ушли, о чем свидетельствует нарастание случаев заболевания гриппом.

Нина Владимировна Щербинина

З.Ф.: Но если вирусы остаются в экосистеме, то и в организме человека. Ждём сюрпризов?

Е.Ш.: Вообще-то мы не живем в стерильной среде. Вокруг нас миллионы вирусов, большинство из которых не представляют никакой опасности. Вирусы в клетках и тканях организма человека, скорее, закономерность, чем случайность. Эти контактные взаимоотношения явно выходят за пределы простых представлений о заражении, персистенции, паразитизме, носительстве и бессимптомном течении болезни. Скорее всего, вирусы играют важнейшую роль не только в биосфере, но и во внутренней среде организма. Но мы об этом очень мало знаем. Согласно теории хронических заболеваний академика Гурия Петровича Ступакова, патогенные вирусы в организме человека вызывают иммунодефицитное состояние, то есть нарушают иммунологическую регуляцию и даже размножаются в клетках, особенно важных для здоровья. В результате формируются функциональные дефекты иммунокомпетентных клеток, как правило, изменяются не все, а лишь отдельные их свойства. И этого достаточно для развития целого ряда хронических болезней.

З.Ф.: Неожиданно. Но какие практические выводы следуют из обобщений, сделанных вашей группой?

Е.Ш.: Представления о природе вирусных инфекций у нас формировались на протяжении десятка и даже более лет на основании клинических наблюдений, обсуждений результатов собственных исследований и научных публикаций. Это было задолго до пандемии. А после 2019 года, обилие новой информации и картина экспансии новой вирусной инфекции, убедили в правильности наших предварительных выводов. Это касается не только понимания глобальных механизмов вирусных эпидемий, но и поведения вирусов, которые находятся внутри организма человека. Получила подтверждение концепция о двух сторонах любого, в том числе, противовирусного, иммунного ответа. Сущность концепции заключается в том, что иммунный ответ обеспечивает вывод из организма возбудителей инфекции, в то же время вызывает повреждение незараженных клеток, тканей, органов хозяина, вырабатывая иммунопатологические антитела. Вирусные инфекции всегда сопровождаются аутоиммунными процессами. Это происходит при острых и бессимптомных инфекциях, при инфекциях, ограниченных во времени, и инфекциях, длящихся в течение нескольких месяцев или лет. Прошедшие десятилетия показали ускоренный рост научных достижений в двух связанных сферах: врожденный иммунитет и взаимодействие патогенов. Известно теперь, что при клинических заболеваниях в организме хозяина, как правило, действуют два патогена: вирус и бактерия, вирус и вирус. И всё-таки чаще встречается комбинация: вирус и бактерия. Это возбудители также хронических недугов, когда в реакцию макроорганизма вступают многие его системы, в зависимости от собственной особой функции. В практическом отношении это значит, что клиническая картина болезни определяется не столько патогеном, сколько состоянием иммунитета человека.

З.Ф.: Иммунитет становится опасным? Евгений Алексеевич, кажется, ещё в конце прошлого века появились в медицине мнения, что вмешательство в организм с благой целью порой оборачивается серьёзными проблемами на длительный период…Но ведь каждый из нас, обратившись к врачу, услышит сакраментальное: надо поднять иммунитет.

Е.Ш.: Те самые злобные, патогенные, могут хорошо камуфлироваться даже при полноценной работе врождённой иммунной системы: не узнаешь – не поймаешь. И существует гипотеза, что они не только выживают, но и нередко используют врождённый иммунитет для увеличения своей силы. Сегодня действительно вскрыты новые механизмы развития инфекционного процесса … Особенно важна расшифровка кода хронических заболеваний для определения стратегии и тактики лечения пациентов. Предположения и доказательства наших исследований, вносят принципиальные изменения в традиционные представления о хронических патологических процессах в организме человека, механизмах формирования устойчивых болезненных проявлений в разных органах и системах, открывают новые возможности выявления начала заболевания и применения эффективных средств лечения, ориентированного на конкретного пациента.

З.Ф.: Какие перспективы открываются из результатов ваших исследований и предположений?

Е.Ш.: Первое и главное: пандемия и вирусные эпидемии последних лет – это не случайность, а следствие глобальных изменений биосферы планеты, автором которых стал человек – разумный. Или не очень.

Второе: наши знания о вирусах и роли вирусов в биосфере выглядят, мягко говоря, недостаточными. Во многом это связано с научной специализацией проблемы. Вирусологи видят мир в микроскоп, эпидемиологи через карантин в населенном пункте. А для понимания глобальной проблемы необходим и глобальный подход. Такой, который могли продемонстрировать В.И.Вернадский и А.Л.Чижевский.

Третье: стремительное развитие пандемии COVID-19 продемонстрировало, что воздушно-капельный путь передачи инфекции не единственный и нужно изучать другие способы перемещения вирусов на большие расстояния и принципы сосуществования вирусов в экосистемах.

Наконец, четвертое: знание – сила. За гипотезой – теория, за теорией – практика. Экспансию вирусов можно ограничить только глобальными мерами экологического характера. В частности, необходимо радикальное ограничение вырубки лесных массивов и поддержание численности диких животных. Развитие очередной эпидемии остановить нельзя. Но можно сделать конфликт более мягким через прививки. Кратковременный карантин нужен лишь для адаптации системы здравоохранения к большому потоку больных. Нецелесообразно создавать крупные «ковидарии», собирающие сотни больных, – более равномерное распределение будет способствовать меньшему распространению инфекции. Для борьбы с новыми вирусами – перспективные разработки в области иммунологии и физические методы. Теоретически, возможно создание генераторов электромагнитного поля, останавливающих распространение инфекции. Насколько мне известно, такие приборы уже существуют.

З.Ф.Что может исправить ситуацию?

Е.А. Для того чтобы остановить всемирное переселение вирусов нужны не громкие декларации о защите окружающей среды, а реальные меры по восстановлению равновесия биосферы планеты. Темпы вырубки лесов только возрастают. Недавно изобрели машину, которая разделывает взрослую сосну всего за 16 секунд…

З.Ф.: Евгений Алексеевич, спасибо, что уделили нам время. И дальнейших успехов в новом году!

Беседу вела Зинаида Федотова (Белухина)

Комментарии