В деревне Рузино Солнечногорского района Московской области идет восстановление Храма Покрова Пресвятой Богородицы. Он не только будет полностью соответствовать построенной точно на этом месте два века назад и разрушенной в наше время церкви, но и станет Храмом-памятником. Дело в том, что здесь в 1941 году было остановлено наступление гитлеровских войск на Москву.
Тогда воины-красноармейцы из самых разных уголков великой советской страны защитили столицу от фашистской чумы. А в наши дни более 100 тысяч гильз-медальонов с поминальными записками, где названы имена павших и умерших от ран советских воинов, будут вложены в именные кирпичи восстанавливаемого Покровского Храма-памятника битве под Москвой. Вот таким своеобразным пантеоном защитников Отечества станет со временем это веками намоленное место.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы известна еще с XV века, когда деревня Рузино была подворьем Чудова монастыря, находившегося в Кремле. После Отечественной войны 1812 года на месте сгоревшего деревянного был сооружен кирпичный храм. А на рубеже XIX-XX веков к нему пристроили приделы в честь святого Сергия Радонежского и Тихвинской иконы Божией Матери. Храм был очень почитаемым. Многие шли в него издалека, прихожанами были жители близлежащих деревень. Увы, во времена безбожья храм закрыли, в 1941 году он был поврежден при обстрелах, а в конце 50-х годов вообще разобран на кирпичи. Принадлежавшая храму земля надолго оказалась ничьей. Возрождение началось с наступлением нового XXI века. Благодаря многолетним стараниям монахини Иустины землю вернули Церкви, что дало возможность приступить к восстановлению храма...
Миновав Зеленоград, въезжаем в деревню Рузино. Дорожный указатель приводит к храму. Справа от входа плотники ладят пристройку к большому бревенчатому срубу, в котором (сразу и не догадаешься) размещается церковный дом, временно оборудованный для богослужений. Заходим внутрь. У окошка, на скамейке, с четками в руках сидит монахиня Иустина. Здороваемся, начинаем беседу.
— Когда в первой половине 90-х годов сотрудники местной администрации взялись размерять здесь участки, — рассказывает Иустина, — к ним вышла совсем старенькая женщина, Татьяна Сорокина (Царствие ей Небесное, она уже покойная), и спрашивает: «Вы что делаете?». Они отвечают — отмеряем участок, будем строить. Старушка говорит: «Что вы будете строить — тут же церковь!»...
Так вспомнили о существовавшем здесь храме, от которого на тот момент остался только фундамент. Нашлись инициаторы, которые хотели открыть счет для сбора средств на восстановление храма, но им сказали — пусть этим занимается епархия. Пошли к благочинному — отцу Николаю Рыженкову. Он позвонил монахине Иустине, которая тогда жила в Зеленограде, попросил ее поехать в Рузино, посмотреть.
Место очаровывало. Иустина ощутила здесь истинную благодать. В местной администрации ее заверили в своем желании восстановить храм. «Землю дадите?», — спросила в ответ она и получила от властей на имя митрополита гарантийное письмо об обязательстве отдать церкви три гектара земли. Митрополит благословил на это святое дело, а монахине Иустине поручили следить за восстановлением храма...
Выходим из церковного дома на улицу. Нас сопровождает прихожанка Ирина, которая, по просьбе батюшки, и администратором стройки стала, и текущими церковными делами занимается. Подходим к Поклонному кресту, у подножия которого плита с надписью: «Вечная память неизвестному воину — защитнику Москвы 1941 года».
— Во время войны, — поясняет Ирина, — погибших и умерших от ран воинов хоронили здесь, около храма. Поэтому сегодня решили поставить на этом месте памятники.
Они уже стоят по обе стороны от дорожки, ведущей к Поклонному кресту, в честь защищавших Москву воинов из Белоруссии, Украины, Казахстана, Средней Азии, самой столицы, Подмосковья, центральных регионов России, Урала, Сибири, Дальнего Востока. У всех воинов разных национальностей тогда была одна Родина.
— При закладке гильз-медальонов в стены православного храма, — рассказывает Ирина, — встречается, естественно, много нерусских фамилий погибших воинов. Нам задают вопросы по этому поводу. Настоятель нашего храма священник Николай Илюшкин всегда говорит — у Бога нет национальностей, люди погибли, и мы за всех них молимся.
На вопрос о жертвователях Ирина перечисляет и отдельных людей, и организации. Например, серьезную поддержку оказало АО «Мособлэнерго». Есть среди участников благого дела удивительные люди. Один из них — генеральный директор ОАО «Объединение ВНИПИэнергопром» Виктор Семенов. Именно ему принадлежит идея гильз-медальонов с именами воинов. Он работал с военными архивами, выяснил, что Покровский храм в Рузино был самым последним на подступах к Москве из тех, что подверглись прямому артиллерийскому обстрелу врага. Виктор Германович изучил опыт создания в стране немногочисленных храмов-памятников и использовал его в Рузино. Самым деятельным образом участвовал в составлении списков погибших и пропавших без вести защитников Москвы, чьи имена теперь будут храниться в гильзах-медальонах в стенах храма. И это наполняет самым высоким смыслом дело возрождения Покровского храма в виде Храма-памятника.
Юрий Говердовский